Обратная связь |
![]() ![]() |
Как правильно дружить(Беседа с элементами тренинга) 5 – 6 класс
ЦЕЛЬ: Содействие оптимизации общения младших подростков с окружающими.
Задачи: 1. Выяснить взгляды учащихся на дружеские взаимоотношения. 2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений. 3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе. 4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. 5. Повысить самооценку обучающихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
МАТЕРИАЛЫ:
Беседа рассчитана на 2 урока. Возможно проведение на классных часах. В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки. ХОД БЕСЕДЫЗнакомствоКороткий рассказ о целях беседы, о особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.
Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться» Цель: Создание в группе доверительных отношений. Задачи: 1. Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом. 2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу. 3. Повышение самооценки детей. Инструкция: «В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться».
Обсуждение по теме занятия Вопрос: Что такое дружба? «Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. «Дружба» (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно. «Дружба» (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями. Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей? - Сколько у человека может быть настоящих друзей?
Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели. Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение «Мой идеальный друг»Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе. Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе. Инструкция: Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…» Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругуВопросы: - Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы? - А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы? - Как вы думаете, что важнее всего в дружбе? - Что может помешать дружбе?
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы). Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и психологами:
Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:
Вопросы: - Что общего между этими двумя кодексами дружбы? Чем они отличаются? - Как Вы думаете, какие правила соблюдать особенно важно для укрепления и сохранения дружбы? - Как Вы думаете несоблюдение каких правил может привести к распаду дружеских отношений?
Обсуждение высказываний, пословиц и ситуаций
- «Дружба – понятие круглосуточное!», - ответил Светлов.
- «Сколько сейчас, - ответил Ходжа, - сказать не могу, потому что у меня в этом году выдался хороший урожай, живу в достатке. А друзья познаются в беде.»
Упражнение «Что Важно для дружбы?»Цель: закрепление полученных знаний о дружбе, формирование новых отношений с окружающими людьми Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях. Инструкция: Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее? - Где человек может найти себе друзей? Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга. - Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы? Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.
В заключение несколько полезных советов: - Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите. - Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих. - Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее. - Стройте своё отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности. - Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях. - Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны. - Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей. И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях. - А теперь давайте попробуем вспомнить кодекс дружбы.
Особенности проведения беседы: Беседу удобнее проводить, когда участники сидят в кругу. Желательно оформить кабинет: подготовить выставку книг по данной тематике, в том числе художественную литературу, оформить плакаты с высказываниями, поговорками о дружбе.
- Написать рассказ о своём настоящем (или придуманном) друге. - Придумать и написать объявление: «Ищу друга» (с указанием качеств, которые Вы хотели бы видеть в друге). - Придумать и написать (совместно со своими друзьями) девиз дружбы. - Взять интервью у родителей. Примерные вопросы: Что самое важное для вас в дружбе? Есть ли у Вас настоящие друзья? Сколько лет вы их знаете? Знаете ли Вы что-нибудь о кодексе или правилах дружбы?
Примеры упражнений:
Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися. Задача: сплотить группу. Инструкция: Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: «сейчас поменяются местами все те, у кого…». Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
Цель: развитие доверительных отношений между учащимися. Задача: сближение участников группы друг с другом. Инструкция: Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать «Привет! Как твои дела?». Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Имыми словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы. Игру можно использовать и в конце занятия, заменяя приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня».
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пословицы о дружбе: - Дружбу топором не разрубишь - Дружба от недружбы близко живёт - Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг. - Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно) - Без друга – сирота, с другом – семьянин - Нет друга, так ищи; нашёл, так береги - Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии. - Не узнавай друга в три дня, узнай в три года. - Старый друг лучше новых двух. - Новых друзей наживай, а старых не утрачивай - Не держи сто рублей, держи сто друзей. - Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.
Краткий список художественных литературных произведений, которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
|
|
|
© pts-3488 |