Обратная связь |
![]() ![]() |
Родительское собрание Поощрение и наказание детей в семье. Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат. В. Г. Кротов Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения собрания: обмен мнениями. Вопросы для обсуждения: 1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
Подготовительная работа к собранию 1. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.
Анкета для родителей 1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?
Выдержки из сочинений детей Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений — что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают. В качестве примера: «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко». «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник». «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают». «Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей». Плакат с мнением учащихся класса о поощрениях Меня хвалят, если________________________ Мне дарят подарки, если__________________ Мне дарят деньги, если___________________ Мне разрешают, если___________ ,___________ Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей. Педагогические ситуации к собранию Ситуация 1 Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе, и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь приличное купите! Вот подруге родители велосипед купили!» Ситуация 2 Одна мама рассказывает другой: «Мой кроме своих дружков ничего не знает. Мы его просим с ними не общаться, так он сразу меняется: перестает с нами говорить, если начинаем ему внушать что-то — закрывается в комнате, музыку включит, и никакого контакта...» Ситуация 3 Родители постоянно ставили мальчика за все провинности в угол. А однажды, будучи еще только в четвертом классе, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду». Ситуация 4 В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность. Ситуация 5 В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Ход собрания Вступительное слово классного руководителя Уважаемые папы и мамы! Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает тему предыдущего. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. Прежде чем мы перейдем к анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания. (Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.) Давайте посмотрим, каково мнение наших детей поданной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит. Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются. Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор. А пока говорят дети... 1. Знакомство родителей со статистикой мнения учащихся по проблеме родительского собрания.
В родительский дневник С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т. д. Это не просто слова. Это — метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребенку нужно только повиноваться. Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что их слабость именно в неуемном родительском требовании. Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, свое мнение. Так в отношения детей и родителей приходит отчужденность. Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребенка. Он становится неискренним, лживым, прячет свое истинное лицо до определенного времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. Все это приводит к тому, что ребенок перестает быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так. Главный метод воспитания — это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями. Памятка «Как поощрять ребенка в семье» 1. Как можно чаше одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребенку возможность учиться распоряжаться ими разумно. 11. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился, и обсудить это с ним. 12. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами. 13. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 14. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения родителей. Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! Итог собрания Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы. Литература: 1. Астахов А. И. О школе, о земле, о хлебе. М., 1984.
|
|
|
© pts-3488 |